Играть по-взрослому: как разбогатеть на геймерстве

Публикация взята с ресурса forbes.ua.

 

Вечером 21 августа 2011 года к стойке регистрации в аэропорту имени Конрада Аденауэра в Кельне подошли четверо молодых людей, одетых в желто-черную униформу. У одного из них в руках красовался инкрустированный бронзой щит викинга. Это был директор украинской команды киберспортсменов Natus Vincere Group (Na’Vi) Александр Кохановский. Щитоносцу пришлось долго объяснять немецким пограничникам, что так выглядит приз первого в истории мирового чемпионата по компьютерной игре Dotа 2.

За чемпионский щит украинцы боролись с опытными китайцами. Финальный бой длился три часа. Зал Кельнской торговой ярмарки, где проходили соревнования и откуда шла трансляция поединка, был переполнен. Комментаторы захлебывались от эмоций. После того как на виртуальном поле боя был «изрублен» последний игрок китайской команды, бойцы Na’Vi тоже позволили проявиться чувствам. Эта победа принесла им миллион долларов призовых и титул чемпионов мира. «Тогда о нас узнал весь мир»,  – рассказывает 31‑летний Кохановский.

За без малого пять лет существования Na’Vi, в которую сегодня входят 40 человек, стала победителем почти всех крупнейших мировых турниров по киберспорту, заработав более $3,5 млн. «Они единственные в мире, кто мог за год выиграть три международных турнира. С них и начался украинский киберспорт»,  – говорит Геннадий Веселков, один из организаторов украинского этапа геймерского турнира World Cyber Games.

Все начиналось в конце 1990‑х в полуподпольных компьютерных клубах столицы. Их завсегдатай  – школьник Кохановский  – сутками напролет отрабатывал навыки виртуального спецназовца в культовом шутере Counter‑Strike. Скоростного интернета в Украине тогда еще не было, поэтому соревнования проводились в локальных сетях. Организовывали ристалища владельцы клубов, желающие привлечь посетителей. Именно на таком турнире Кохановский познакомился с одним из организаторов подобных мероприятий  Игорем Сидоренко. В 2001 году приятели решили создать свою команду по Counter‑Strike. «Мы стали первой в СНГ профессиональной командой, которая начала выезжать на соревнования и получать зарплату по $200»,  – утверждает Сидоренко. Сначала ее спонсором выступил киевский разработчик игр  – компания GSC. Для ее владельца Сергея Григоровича это был шанс привлечь внимание к своим новым на то время продуктам  – «Казаки» и S.T.A.L.K.E.R. Затем игроки сотрудничали с российским разработчиком антивируса «Лаборатория Касперского».

Но в середине нулевых приятели решили завязать с геймингом. «Много заработать на играх тогда не получалось. Мне было уже 22 года, и я ушел»,  – вспоминает Кохановский. Сидоренко устроился работать в строительную компанию.

В большой киберспорт обоих вернул бизнесмен из Казахстана Мурат Тулемаганбетов, с которым геймеры когда‑то познакомились на одном из турниров. Предприниматель торговал алкоголем, табаком и чаем. Будучи ярым фанатом компьютерных игр, он выступал спонсором команд в Казахстане и России, организовывал международные соревнования. В 2009‑м он решил создать киберспортивный клуб и в Украине  – Arbalet.UA. В основу названия лег игровой псевдоним самого Тулемаганбетова. Опытному игроку Коханов­скому была предложена должность руководителя. Он подключил к этому процессу Сидоренко. Вместе они занялись подбором команды и организацией тренировок. В первый состав пригласили пятерых игроков из разных городов страны. Тулемаганбетов организовывал им поединки с сильнейшими киберспортсменами из Китая и Кореи, где компьютерные игры сродни национальным видам спорта. С каждым поединком искушенным азиатам было все тяжелей побеждать украинцев, а в какой‑то момент наши стали одолевать. «Тогда все поняли, для чего он (Тулемаганбетов. – Forbes) их так тренировал: он убрал у них страх перед звездными игроками и подготовил команду к чемпионству»,  – рассуждает Веселков.

План Тулемаганбетова сработал. В начале 2010‑го украинцы впервые победили в международном турнире Arbalet Cup Asia, обыграв сильнейшие команды Китая и России. Однако в 2011 году казахстанский предприниматель прекратил поддерживать украинских геймеров. «Когда команда достигла заметных результатов, он потерял интерес к меценатству», – вспоминает  Кохановский. Впрочем, потеря мецената его не остановила. В том же году на основе клуба Arbalet Кохановский создал новую команду Na’Vi (от латинского natus vincere – «рожденные побеждать»), которая выиграла еще два международных турнира.  «После этого за ними закрепилась репутация elite esports nation, и многие организаторы обратили свои взоры на Украину, в частности на Киев»,  – отмечает Виктор Богданов, PR‑менеджер компании Intersog, занимающейся разработками софта, в том числе игрового. С этого момента увлечение Кохановского компьютерными играми стало трансформироваться в системный бизнес.

Первым делом после создания команды Na’Vi Кохановский основал одноименную компанию. «Это было нужно, чтобы заключать договоры со спонсорами и рекламодателями»,  – объясняет он. Затем в Na’Vi разработали систему тренировок. По словам одного из ключевых бойцов команды  – Александра Дашкевича, перед важными соревнованиями игроки упражняются до 10 часов в день. Заранее обсуждаются
тактика и роль каждого участника в предстоящей игре.

 

Играть по‑взрослому

Об остальном заботятся менеджеры: от настройки кондиционеров в игровой комнате до организации поездок на турниры. «Важно, чтобы игрок думал только об игре»,  – замечает Дашкевич.

«Молодняк» в команду отбирается во время специальных онлайн‑турниров в Украине и мире. Опытные игроки оценивают скорость прохождения того или иного игрового этапа, умение действовать в коллективе, математические способности и стрессоустойчивость.

«Многим кажется, что играть в Dotа  – просто сражаться с монстрами, но это не так.

Это своеобразные шахматы»,  – объясняет Сидоренко, который стал операционным директором игровой компании.

С момента основания в Na’Vi тщательно следили за рынком и открывали игровые подразделения под каждую популярную игру. В 2011-м, когда появилась бета-версия Dotа 2, Кохановский тут же приступил к набору профильных игроков.

Играть по‑взросломуТо же случилось в 2012-м, после выхода новой версии Counter‑Strike: GO. Во многом благодаря такому подходу Na’Vi выиграла мировой чемпионат по Dotа 2, заработав $1 млн. В боях в Counter‑Strike команда Кохановского с 2012-го по 2014 год получила меньше  – только $49 000. В 2013‑м у Na’Vi появился отдельный состав для игры World of Tanks  – стремительно набирающей популярность танковой аркаде, чья аудитория за три года выросла до 100 млн игроков. За год участия в этих танковых баталиях украинцы заработали $250 000. «Если сравнивать с футбольными аналогами, мы в мире киберспорта заняли место, которое в футболе держит клуб «Барселона»,  – подчеркивает предприниматель.

В среднем за год Na’Vi принимает участие в 20 турнирах. В зависимости от уровня соревнований призовые могут составлять от нескольких десятков до нескольких миллионов долларов. По данным Богданова, в 2013 году призовой фонд всех киберспортивных турниров превысил $15 млн. «Сейчас мы вышли на такой уровень, что можно зарабатывать постоянно»,  – заявляет Дашкевич.

 

Часть выигранных призовых полагается компании. Какая именно, Кохановский не признается. Но львиная доля распределяется между игроками, которые их заработали. Кроме того, они получают в компании зарплату. По словам Кохановского, рядовые игроки могут рассчитывать на $750–1000. Зарплата фронтменов может достигать $8000. «Это достаточно много в Украине, но надо понимать, что нам как топовой команде подобрать новых игроков достаточно сложно»,  – делится размышлениями предприниматель.

Кроме того, за опытными игроками охотятся конкуренты. Летом прошлого года из NaVi в команду HellRaisers ушел один из сильнейших игроков в Counter‑Strike Игорь Маркелов. В этом году HellRaisers заняла третье место на престижном DreamHack Summer 2014.

Рассказывая о собст­венной бизнес‑модели, Кохановский называет ее симбиозом футбольной команды и маркетингового агентства. Главные партнеры Natus Vincere Group  – софтверные компании, производители компьютерной техники и разработчики игр. За почти пять лет громких побед украинские киберспортсмены успели поработать с Samsung Electronics, SteelSeries, Asus, Intel и Dell. Суммы спонсорских контрактов не разглашаются, но, по оценкам некоторых игроков, они исчисляются десятками тысяч долларов. В компании заверяют, что каждый квартал у них появляется один‑два новых спонсора. «В какой‑то момент уже не мы искали спонсоров, а они нас»,  – хвалится Сидоренко. «Турниры такого рода позволяют популяризировать продукты, в частности ноутбуки и мониторы  – главные орудия киберспортсменов»,  – объясняет Людмила Притула, руководитель подразделения бренд‑маркетинга «Samsung Electronics Украина».

Известные корпорации в киберспорте привлекают обширная аудитория геймеров – а это около 1,2 млрд человек – и высокая лояльность фанатов к геймерским брендам. По словам Богданова, спонсируя турниры, бренды могут воздействовать на людей, неподвластных телевизионной рекламе из‑за тотальной погруженности в интернет. «Именно эта аудитория будет диктовать бизнесу повестку дня в недалеком будущем, и бренды работают на перспективу»,  – уверен PR‑менеджер компании Intersog.

У компании Na’Vi весьма высокие медиапоказатели: более миллиона подписчиков на YouTube и около 800 000 читателей в Facebook. Это делает Na’Vi выгодным рекламным каналом. «У Месси (нападающий ФК «Барселона» Лионель Месси.  – Forbes) процент конверсии (доля посетителей, реагирующих на рекламу) во время чемпионата мира достигает 11%, у нас же в разы больше»,  – подчеркивает Кохановский. «Такая зрительская аудитория сравнима с лучшими спортивными состязаниями планеты, такими как финал Лиги чемпионов или турнир Большого шлема, а спонсорство мероприятий подобного рода приносит компании много маркетинговых бонусов»,  – констатирует Притула.

В межсезонье, которое зачастую совпадает с рождественскими каникулами, компания зарабатывает на продажах брендированной продукции. На сайте Natus Vincere Group продается несколько десятков моделей одежды с логотипом команды. В квартал онлайн‑магазин реализует около 1000 единиц. Это, как отмечает Кохановский, 5–10% от всего заработка компании. «Наши игроки являются иконой стиля. Увидел, что он играет, например, той или иной мышкой – значит, она действительно хороша»,  – убежден Сидоренко.

В новом офисе Na’Vi в одном из спальных районов Киева до сих пор пахнет краской. Компания переехала сюда в мае из небольшой квартиры. Теперь здесь главный штаб с менеджерами, бухгалтерами, маркетологами, комментаторами турниров и дизайнерами. В планах на нынешний год открыть тренировочную базу для своих игроков в Киеве. «Рассматриваются два варианта, один из которых в ТРЦ DreamTown»,  – рассказывает Сидоренко.

Укрепившись на родине, Na’Vi активно развивается географически. В этом году компания открыла подразделение в США. Кохановский спешит занять место на рынке, который, по его оценкам, через десятилетие вырастет в шесть раз. В 2015‑м он готовится запустить новый инструмент заработка: студию трансляций поединков, которая также будет снимать собственные шоу и записывать подкасты. Продакшен станет дополнением к компании Dream Media Group (DMG), которая является дочерней структурой Natus Vincere Group. В прошлом году DMG выступила организатором турнира Dotа 2 Champions League. «Одна команда  – неинтересно, а все вместе, в совокупности, может генерировать десятки миллионов просмотров и лайков. Так мы становимся интересными для компаний из сектора FMCG с огромными маркетинговыми бюджетами. Первые предложения уже есть»,  – отмечает Кохановский.

О проекте

Играть по-взрослому: как разбогатеть на геймерстве

«Forbes» (рус. «Форбс») — американский финансово-экономический журнал; одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан в 1917 году Берти Чарлзом Форбсом. Девиз журнала: «Инструмент капиталиста» — англ. The Capitalist Tool.

www.forbes.net.ua